Дословно название данного жанра переводится как «гаванка», «жительница Гаваны». Прародительница танго родом с Кубы, где она возникла в к.XVIII – нач.XIX вв. Как и у многих дошедших до нас музыкальных и танцевальных жанров стран Карибского бассейна и Латинской Америки у хабанеры европейские корни. Эта разновидность кубинской песни и танца сложилась на основе привезённого из Старого Света французского контрданса.
В Европе контрданс (франц. contredanse, от англ. countrydance, «деревенский танец«) известен с конца XVI века. Местом его рождения принято считать Англию, где в 1651 году был опубликован первый сборник контрдансов композитора Джона Плейфорда (John Playford).
Контрданс отличался более простой по сравнению с другими танцами (например, менуэтом) хореографией, а также нерегламентированным количеством танцующих пар (в среднем 4-8 пар). Выделяют два основных вида этого танца: longway (когда участники выстаиваются в две параллельные линии) и round (когда танцующие образуют круг).
С точки зрения музыкальной формы контрданс состоит из двух 8-митактовых построений (периодов), каждый из которых повторяется. Размер преимущественно двухдольный, хотя встречаются трехдольные примеры. Темп этого весёлого, лёгкого танца умеренный или подвижный.
Контрданс, как и многие другие, вышел из крестьянской среды. Однако постепенно облагораживаясь, к XVIII веку этот танец обрел европейскую популярность, покорив Нидерланды, Германию, Францию, Россию. Появилось большое количество разновидностей контрданса: кадриль, гроссфатер, котильон, экоссез и др.
Попав на кубинскую землю, европейский жанр постепенно ассимилировался, впитывая местные музыкальные мотивы и ритмы, элементы африканской музыки, перенимая танцевальные движения. Наряду с местным вариантом контрданса возникают также новые танцевальные жанры: данса и дансон.
Именем «danza habanera» или просто «habanera» этот танец нарекли уже в Европе, когда кубинский контрданс вернулся в Старый Свет. «Куба создала этот танец. Мадрид дал ему имя. И тогда он покорил мир.»[1].
Хабанера сохранила музыкальную форму и лёгкий характер контрданса. Однако в отличие от европейского жанра в аккомпанементе хабанеры заложена ритмическая формула , пришедшая из африканской музыки (которая позже проявится и в танго). Характерно, что данный ритм сохраняется от начала до конца произведения. Иногда можно встретить другие его варианты: более плавный, с игривой триолью или наоборот «острый, колкий» .
В 1860-х годах наряду с хабанерой-танцем складывается вокальная разновидность жанра. Её мелодия отличается особой пластикой, певучестью. П. Пичугин в книге «Аргентинское танго» отмечает, что время, когда складывается этот жанр, отмечено всеобщим увлечением итальянской оперой. Шедевры Перголези, Доницетти, Россини, Беллини знала не только аристократия. Повсеместно открываются школы музыки и танцев, где преимущественно европейские преподаватели обучали пению, игре на фортепиано и современным танцам.
Хабанера с удовольствием переняла «широкую» мелодику итальянского bel canto, наделив её своим национальным колоритом. Мелодия изящно вьется над аккомпанементом. Этот эффект достигается за счёт полиритмии. Ритмическая организация мелодии не соответствует повторяющейся ритмоформуле . Отсюда возникают ритмические «несовпадения», ощущение плавности, свободы мелодической линии от «чеканного» ритма аккомпанемента.
Прочувствуйте это интересное сочетание ритма мелодии и аккомпанемента в хабанере «La paloma» (Голубка, 1859) испанского композитора Себастьяна Ирадьера[2], которая по праву считается классическим образцом данного жанра:
Многим слово «хабанера» навевает ассоциации с главной героиней оперы французского композитора Жоржа Бизе «Кармен». Её выходная ария «L’amour est un oiseau rebelle» напрямую связана с интересующим нас жанром кубинской музыки.
Интересно, что плавная и изящная мелодия арии Кармен не является целиком авторской. Она была заимствована Бизе из хабанеры «El arreglito» упомянутого выше композитора Себастьяна Ирадьера. Послушайте:
Интересное преломление жанр хабанеры получает в творчестве французских импрессионистов: Клода Дебюсси, Мориса Равеля.
Большую славу хабанера снискала за пределами Кубы. Но на родине она воспринималась скорее как разновидность кубинского контрданса, нежели самостоятельный танец. Довольно быстро хабанеру вытеснил другие жанры – данса и дансон. Песенная же форма хабанеры сохранила свою популярность до XX столетия.
На просторы Ла-Платы хабанера попала около 1850-х гг. и получила распространение преимущественно среди чернокожего населения. Постепенно хабанера не только обрела популярность, но и в значительной мере повлияла на местный танцевальный жанр милонги.
Сложно переоценить значение хабанеры для музыкальной культуры Аргентины в целом и танго в частности. Исследователь Томпсон отмечает, что её роль была настолько велика, что первые танго, например, «Emancipacion» (Освобождение, 1912) Хуана Мальо, музыковед жанрово определяет именно как хабанеру. «Формула была проста: ритм хабанеры + мелодия»[3].
Влияние хабанеры ощутимо и в более поздних танго и милонгах. Например, во всемирно известной «Milonga sentimental» Себастьяна Пьяна в исполнении оркестра Франсиско Канаро:
Таким любопытным образом сложилась судьба контрданса. Переплыв вместе с европейскими колонизаторами Атлантический океан, впитав музыкальную культуру африканских и латиноамериканских народов, трансформировавшись в хабанеру, этот жанр сыграл значимую роль в возникновении аргентинского танго.
[1] «Cuba created it. Madrid named it. Then it conquered the world» (Tango: The History of Love by Thompson R.F., p.114)
[2] Себастьян Ирадьер (1809-1865) – испанский композитор, пианист и органист. В 1850-60-х гг. Ирадьер много путешествовал по находящейся под испанской протекцией Кубе, где изучал местную музыкальную культуру.
[3] «The formula was simple: habanera beat + melody» (Tango: The History of Love by Thompson R.F., p.117)