История бандонеона, часть 1.1

Музыку танго узнают все. Думаю, любой слушатель, даже крайне далёкий от аргентинской культуры пусть не с первых нот, но распознает неповторимое звучание танго. И далеко не последнюю роль в этом играет музыкальный инструментарий танго-оркестра, создающий неповторимое звучание, и его «визитная карточка» — бандонеон.

Именно здесь, в Южной Америке, этот музыкальный инструмент родом из Германии обрёл непререкаемый авторитет, завоевал любовь музыкантов и танцоров. Но каким образом этот чужестранец попал на землю Рио-де-ла-Плата? Что помогло ему стать «своим» на южноамериканском континенте и завоевать такую славу? Как и почему голос именно этого инструмента стал отличительной чертой музыки танго?

В этом цикле публикаций попробуем найти ответы на эти вопросы и проследить судьбу бандонеона от момента его возникновения до наших дней.

Часть 1. Происхождение
1.1

Прежде всего, необходимо разобраться с тем, что представляет бандонеон, как, кем и когда он был сконструирован.

В работе “Le Grand Tango: La vida y la música de Astor Piazzolla” («Великолепное танго: жизнь и музыка Астора Пьяццоллы») Марии Сусанны Ацци (María  Susana Azzi) предложено такое описание инструмента:

«Бандонеон — это разновидность большой немецкой концертины четырехугольной призматической формы, известный, главным образом, своей ролью в танго-оркестрах. Инструмент имеет кнопки, располагающиеся на корпусе инструмента: 38 для правой руки и 33 для левой. Каждая кнопка может воспроизводить две разные ноты, в зависимости от того, как движутся меха инструмента».[1]

Бандонеон

Наиболее распространённая версия гласит, что изобретение бандонeона принадлежит немецкому мастеру Генриху Банду (Heinrich Band, 1821-1860). Однако, изучая вопрос происхождения бандонеона, нельзя не упомянуть имя другого немца Карла Фридриха Улига (Carl Friedrich Uhlig, 1789-1874), который разработал систему немецкой концертины – непосредственной предшественницы бандонеона, от которой тот перенял все базовые конструктивные особенности.

Карл Фридрих Улиг

«Немецкой концертиной» инструмент назвал не создатель, а английские торговцы. Сам Улиг использовал обозначение «аккордеон» (Аccordion), сохраняя родство с аккордеоном Кирила Демиана, модель которого он усовершенствовал. Англичане же связали название этого музыкального инструмента с концертиной английского физика Чарльза Уитстона (Sir Charles Wheatstone, 1802-1875), которую он запатентовал в Лондоне в 1829 году. Модели Улига и Уитстона действительно имели в конструкции много общего.

Свою версию концертины, разработанную на основе модели аккордеона Кирила Демиана[2], Улиг представил в 1834 году в немецком городе Хемниц (Саксония)[3].

Предположительные изображения концертины Улига можно посмотреть здесь: https://bandoneon-maker.com/bandonion-history-collection/history-1/

Исследователь Дэн М. Уорролл (Dan M. Worrall) в книге «Англо-немецкая концертина» даёт следующее описание инструмента:  «Улиг спроектировал модель с двумя рядами кнопок, которая узнаваема и сейчас. Каждая кнопка извлекает различные звуки в зависимости от движения мехов инструмента…»[4].

Кнопки на правой стороне инструмента (где расположение звуков близко немецкой гармонике) служит для ведения мелодии. Клавиатура левой руки приспособлена для аккомпанемента – сопровождения. При игре на концертине задействуются все пальцы рук, исключая большие. Большой палец правой руки управляет специальным клапаном, который регулирует дополнительный выпуск воздуха.

От этой модели немецкой концертины в дальнейшем произошли Хемнитцер концертина (Chemnitzer conсertina), разработкой которой занимались Улиг и его преемники, концертина Карлфельдер (Carlsfelder conсertina),  и бандонеон.


[1] “El bandoneón es una especie de concertina alemana grande, de forma prismática cuadrangular, conocido sobre todo por el papel que desempeña en las orquestas de tango. En vez de teclas tiene botones: 38 para la mano derecha y 33 para la izquierda. Cada botón puede producir dos notas, dependiendo de que la concertina se infle o se desinfle…”

[2] https://www.musiklexikon.ac.at/ml/musik_D/Demian_Familie.xml

[3] Dan M. Worrall The Anglo-German Concertina. A Social History. Volume 1, p.10

[4]Dan M. Worrall The Anglo-German Concertina. A Social History. Volume 1, p.10 : “Uhlig had produced a two-row model that contained the organization familiar today: two rows of buttons, each button playing a different note on the push than the pull…”

Добавить комментарий