Как возник orquesta típica

1.

В сознании слушателя музыка танго связана не только с особыми ритмическими фигурами, выразительной пластикой мелодической линии, но и с определённой красочностью звучания. В первую очередь это тембр бандонеона, который фактически является символом этого жанра. Конечно это скрипка с её выразительным подобным человеческому голосом, которой часто поручают мелодическую линию. А в качестве баса – музыкального «фундамента» — выступают фортепиано и контрабас.

Все эти инструменты органично соединены в orquesta típica criolla[1] — музыкальном коллективе, характерном для Аргентины и Уругвая, репертуар которого преимущественно составляет музыка танго.

Конечно, этот состав не возник в одночасье. Оrquesta típica развивался и менялся вместе с музыкой танго, постепенно приобретая свой неповторимый колорит.

Всё началось с небольших составов на рубеже XIX-XX столетий, когда ещё само слово «танго» не было принято обществом. Первые ансамбли, которые собирали музыканты-самоучки[2], включали 3 или 4 человека (трио и квартет соответственно). Да и в композициях, которые они исполняли, вряд ли так легко признать танго. Исполнители много импровизировали, выбирая в качестве тем импровизаций простые, всем известные мелодии. Эти камерные составы исполняли сочинения, жанрово определённые просто как креольский танец — «danza criolla» (видимо, по аналогии с «danza habanera», т.е. танец из Гаваны, кубинский танец).

Такие трио обычно включали арфу, скрипку и флейту или кларнет. Состав не был устоявшимся, поэтому нередко в них можно было встретить гитару (которая позже окончательно вытеснит арфу) или мандолину, бандонеон или другую гармонику, альт или виолончель. А вот распространённое в то время фортепиано – стационарный инструмент – «мобильные» танго-коллективы, вынужденные перемещаться с одной «концертной площадки» на другую, обходили стороной.

  • Бандонеон
  • Флейта
  • Кларнет
  • Скрипка (слева) и альт (справа)
  • Виолончель
  • Контрабас
  • Гитара
  • Мандолина - разновидность лютни, которая была прародительницей гитары.
  • Арфа
  • Фортепиано (пианино)

К сожалению, «danzas criollas» первых ансамблей не попали на грампластинки. Но сохранились отзывы современников, которые отмечали, что такие «танцы» исполнялись в более быстром, чем привычное танго темпе, с отрывистым, колким ритмом. С появлением в составе ансамбля бандонеона музыка приобрела более спокойный, плавный характер.

Такие трио и квартеты, исполнявшие «danza criolla» на рубеже веков можно считать предысторией танго-оркестра. Всё-таки оркестр более многочисленный и устойчивый по составу коллектив, который имеет особую внутреннюю организацию.

Настоящая же история orquesta típica начинается в 1910-х годах. Постепенно усложняясь, испытывая влияния других направлений, музыка танго потребовала от исполнителей большей профессиональной подготовки, лучшего владения инструментами, знаний основ гармонии, полифонии, музыкальной формы.

Становление танго-оркестра в 1910-х годах в первую очередь связано с именами выдающихмя музыкантов, композиторов и руководителей коллективов Висенте Греко (Vicente Greco,1888 – 1924), Роберто Фирпо (Roberto Firpo, 1884-1969) и Франсиско Канаро (Francisco Canaro, 1888-1964).

2.

Определение «orquesta típica criolla» или просто «orquesta típica» будущему танго-оркестру подарил аргентинский бандонеонист (кстати, первый профессиональный бандонеонист, исполняющий танго!), дирижёр и композитор Висенте Греко. Известна даже дата его появления — 1910 год. Именно тогда квартет Висенте Греко в сотрудничестве со студией Columbia Records сделал запись танго «Rosendo».

Висенте Греко (1888-1924)
Танго «Rosendo»

Можно заметить, что на записи не слышно тембра фортепиано. Всё верно, его там нет. Висенте Греко нередко задействовал этот музыкальный инструмент в живых выступлениях. Но под давлением руководства звукозаписывающей компаний, которое не было уверено в перспективах фортепиано в танго-оркестре, Греко отказался от него в пользу гитары.

Первый orquesta típica criolla – квинтет Висенте Греко.
Изображение датировано примерно 1913-1914 гг.
Во втором ряду в центре – флейтист Висенте Печчи (Vicente Pecci), перед ним сидит гитарист и пианист Доминго Греко (Domingo Greco) – старший брат Висенте Греко. Два бандеониста – Лоренцо Лабиссье (Lorenzo Labissier) слева и Висенте Греко справа. По краям расположились два скрипача – Хосе Аббати (José Abbati) с левой стороны и Франсиско Канаро с правой.
Несмотря на то, что коллектив состоял из шести человек (то есть, секстет по логике), по существу это всё же был квинтет (ансамбль на пять человек), поскольку скрипачи выступали с оркестром по одному.
Квинтет Висенте Греко — Вальс «Pabellón de las rosas» (примерно 1910 год)

Не стоит полагать, что ансамбль Греко был тем самым «оrquesta típica золотой эпохи танго», хотя вклад аргентинского музыканта в формирование танго-оркестра огромен. Именно в его коллективе прочно закрепился бандонеон (и даже в количестве двух инструментов!). Впоследствии его тембр станет характерной чертой музыки танго. Помимо бандонеонов с состав оrquesta típica Греко входили две скрипки, флейта и гитара, которая иногда заменялась фортепиано.

Окончательно фортепиано заместило гитару в ансамбле пианиста, композитора и дирижёра Роберто Фирпо. Примерно в 1907 году музыкант собрал трио, включающее фортепиано, скрипку и кларнет. В 1912 году Фирпо сформировал новый коллектив, в котором кларнет был замещён бандонеоном. Позднее этот состав был расширен до квартета, квинтета, а затем и секстета за счёт дублирования бандонеона и скрипки, подключения контрабаса в качестве дополнительного баса.

Роберто Фирпо (1884-1969)
Трио Роберто Фирпо (к. 1900-х гг.):
кларнет -Хуан Карлос Басан (Juan Carlos Bazán, справа),
скрипка — Франсиско Постильоне ( Francisco Postiglione, по центру),
фортепиано — Роберто Фирпо (слева)

Во второй половине 1910-х годов Фирпо заключил эксклюзивный контракт со звукозаписывающей студией Odeón (на тот момент наиболее технически оснащённой компанией в Аргентине), согласно которому его коллектив оставался единственным оrquesta típica, который записывал для них танго.

С появлением в оркестре фортепиано возникла проблема звукового баланса, особенно заметная в процессе звукозаписи. Благодаря силе звучания этот инструмент заглушал более скромные по динамическим возможностям голоса других участников ансамбля. Фирпо решил проблему за счёт особого расположения музыкантов. На первом плане размещалась группа скрипок, а более мощные бандонеоны и фортепиано располагались за ними на специальных помостах.

Оrquesta típica Роберто Фирпо (сам Фирпо за фортепиано)

Значимым моментом в формировании танго-оркестра стали 1917-18 гг. Для карнавала в Театре Колон в Росарио музыкант Роберто Фирпо совместно со скрипачом и композитором Франсиско Канаро собрали гигантский по тем временам состав, в котором уже узнаётся оrquesta típica золотой эпохи. Оркестр Фирпо-Канаро включал два фортепиано, группу из пяти бандонеонов, пять скрипок, флейту, кларнет и контрабас.

Франсиско Канаро (1888-1964)
Афиша Teatro Colón, 1917 год

В состав оркестра входили звёзды своего времени:
бандонеоны — Эдуардо Аролас (Eduardo Arolas), Освальдо Фреседо (Osvaldo Fresedo), Минотто Ди Чикко (Minotto Di Cicco), Педро Полито (Pedro Polito) и Бачича Деамброджио (Bachicha Deambrogio) 
скрипки — Франсиско Канаро ( Francisco Canaro) , Агелисао Ферраццано ( Agelisao Ferrazzano), Тито Роккатальятта ( Tito Roccatagliatta), Хулио Даутри ( Julio Doutry) и А. Скотти ( A. Scotti) 
флейта — Алехандро Микетти ( Alejandro Michetti) 
кларнет — Хуан Карлос Басан ( Juan Carlos Bazán) 
фортепиано — Роберто Фирпо (Roberto Firpo) и Хосе Мартинес (José Martinez) 
контрабас — Леопольдо Томпсон ( Leopoldo Thompson)

Оркестр Фирпо-Канаро в Teatro Colón.

Стоит сказать, что идея большого состава у Фирпо и Канаро не возникла на ровном месте. В 1916 году такой оркестр сформировал уже не раз упомянутый Висенте Греко. Его состав был скромнее, но ненамного. В оркестр Греко входили четыре бандонеона, три скрипки, флейта, кларнет, фортепиано и контрабас.

Так к 1920 году сформировался более-менее устойчивый состав танго-оркестра, «несущей конструкцией» которого являлся танго-секстет: два бандонеона, две скрипки, фортепиано и контрабас. Этот ансамбль оказался настолько подходящим для музыки танго, что камерный, небольшой состав продолжит своё существование параллельно с оrquesta típica.

О том, что происходило с танго-оркестром в дальнейшем поговорим в другой раз.


[1] Часто используется сокращение orquesta típica. Однако нужно понимать, что существуют и другие его разновидности, например, на Кубе, в Гондурасе или Мексике. Такие латиноамериканские коллективы заточены для исполнения популярной для данного региона музыки.
Определение orquesta típica criolla применимо исключительно для Аргентины и Уругвая.

[2] Как и в случае с джазом, первые исполнители танго не были профессиональными музыкантами.

Добавить комментарий