Музыкальный учитель и владелец музыкального магазина в Крефельде (Рейнская земля) Генрих Банд был хорошо знаком с распространёнными в его время моделями «ручных гармоник» (в немецкой классификации инструментов Handzuginstrument или Handharmonika). Точную дату, когда Банд сконструировал бандонеон, определить крайне трудно. В источниках фигурируют 1846, 1848, 1849, 1855 год. Такие разночтения могут иметь множество причин от недостаточности сведений до ошибок при работе с источниками. Но существует мнение, что установить дату изобретения бандонеона Генрихом Бандом невозможно, поскольку этого никогда не было.
Такую точку зрения высказал немецкий исследователь Норберт Зайдель (Norbert Seidel) (Мюнхен, Бавария) В статье “ Heinrich Band – wirklich der Erfinder des Bandoneons??” («Генрих Банд – настоящий создатель бандонеона?»), написанной в ответ на опубликованную 15 мая 2020 года книгу Жанин Крюгер (Janine Krüger) “Heinrich Band. Bandoneon” («Генрих Банд. Бандонеон») он, сравнивая конструкции концертины, выпускаемой Циммерманном и Бандом, высказывает серьёзные сомнения в авторстве последнего.
Дело в том, что некоторые исследователи (в частности, Мануэль Роман (Manuel Román, Аргентина) и Норберт Зайдель (Германия)) признают в концертине Карлсфельдер, которую Циммерманн выпускал в к. 1840 – нач. 1850-х годов, бандонеон. Свою точку зрения они основывают на анализе конструктивных особенностей инструмента карлсфельдерского мастера, а также его самоучителя и их сравнении с работой Банда.
Согласно их исследованиям, модернизация инструмента, предложенная Циммерманном, опережает по времени работу крефельдского коллеги. Установлению более точной хронологии способствовали исторические документы (сведения об участии Циммерманна в выставках в Лондоне и Мюнхене, патенты и др.), сохранившиеся рекламные заметки, личные записи Циммерманна.
Одним из главных аргументов в этом споре, конечно же, является технические особенности инструмента. И тут, казалось бы, всё работает в пользу Банда. Его модель и инструмент Циммерманна имеют разный строй (т.е доступный инструменту звукоряд с определённой звуковой последовательностью), следовательно, различную аппликатуру (т.е. порядок расположения и чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте). Однако, согласно статье Н. Зайделя, самоучитель карлсфельдерского мастера Циммерманна от 1851 года (первое издание было в 1849 году) предлагает схему аппликатуры идентичную той, что в своём самоучителе «Practischer Schule für das 88 tönige Accordion» («Школа игры на 88-тоновом аккордеоне») в 1850 году предложил Банд. (т.е. Циммерманн описывает инструмент, по конструкции точно такой же, что и работа Банда. Для концертины Карлсфельдер этот самоучитель, соответственно, не подходит.) Зайдель добавляет, что и первые две пьесы, предложенные авторами в качестве дидактического, учебного материала для освоения нового инструмента, одни и те же.
Это говорит хотя бы о том, что Циммерманн был знаком с конструкцией будущего бандонеона прежде Банда. Кроме того, карслфельдерский мастер успел подготовить и выпустить ряд дидактических материалов для своего инструмента.
Вероятно, Генрих Банд из Крефельда в первую очередь был владельцем музыкального магазина, нежели проектировщиком аккордеонов и концертин. В его магазине можно было найти различные инструмент: флейты, кларнеты, гитары, скрипки, фортепиано и др. Банд торговал продукцией мастеров из разных уголков Германии. Что касается ручных гармоник, Н. Зайдель упоминает имена Карла Фридриха Улига, Кристиана Фридриха Райхеля (Christian Friedrich Reichel). У автора статьи есть предположение, что и Карл Фридрих Циммерманн мог быть одним из тех мастеров, чьи инструменты были в представлены в магазине Банда. Такое обстоятельство действительно могло бы прояснить многие обстоятельства возникновения бандонеона.
Приведём в пример рекламу компании Банда, которая публиковалась в крефельдских газетах в 1840 – нач. 1850 годов[1].
Информационный ресурс Portal Rheinische Geschichte сообщает, что о разработке нового инструмента Банд сообщал с 1844-45 годов. Бандонеон же впервые упоминается в рекламном объявлении компании Г. Банда в крефельдской газете Carlefeder Zeitung от 8 декабря 1855 года[2]. Причём, как утверждает источник, при наборе текста были допущены орфографические ошибки. В результате этого при первом появлении «Bandonion» на бумаге превратился в «Bandanino» (есть в этом что-то итало-испанское).
И Банд, и Циммерманн работали над новыми инструментами примерно в одно время. Но если судить по документам, которые приводят Н. Зайдель и М. Роман, то карлсфельдерский мастер всё-таки опередил своего коллегу из Крефельда. Концертина Карлсфельдер за авторством Циммерманна к 1855 году уже была представлена на нескольких выставках. Автор инструмента успел запатентовать некоторые технологии усовершенствования инструмента, а также выпустить несколько самоучителей.
Однако, как мне кажется, для однозначного ответа всё-таки не хватает данных. Но их хватает для новых вопросов. Не могло ли получиться так, что новый инструмент, который предлагала компания Банда, появился раньше модели Циммерманна, но первое время выпускался под привычным наименованием «Accordion»? И если Генрих Банд закупал гармоники и концертины у разных мастеров, не мог ли в этой истории быть кто-то третий, чьи разработки также послужили вкладом в создание бандонеона?
Нерешённых вопросов ещё много. И, к сожалению, нет твёрдой уверенности, что на них когда-нибудь найдутся ответы. Однако, если собрать все факты воедино, то можно сделать вывод, что бандонеон как музыкальный инструмент с особой конструкцией, как минимум, не единоличное изобретение Генриха Банда. И, на мой взгляд, М. Роман и Н. Зайдель правы хотя бы в том, что не стоит забывать о вкладе мастера Циммерманна из Карлсфельда в создание бандонеона.
Но и Генриха Банда не следует оставлять в стороне. Ведь имя инструмента, под который он известен всему миру, говорит само за себя. Стараниями Банда «Бандонеон» стал известен не только в Германии, но и в других европейских странах. А впоследствии вместе с немецкими и итальянскими эмигрантами этот инструмент прибудет на южноамериканский континент, где обретёт поистине культовый статус.
[1] Поддавшись принципу универсального сомнения, я решила найти полные версии газет. Благо, на немецком ресурсе https://zeitpunkt.nrw/, где собран большой архив оцифрованных газет XIX-XX века, удалось отыскать некоторые из них.
[2] http://www.rheinische-geschichte.lvr.de/Persoenlichkeiten/heinrich-band/DE-2086/lido/57c572d176c723.71235931
И немного об имени…
Название инструмента в оригинальной версии звучит как «Bandonion» и возникло, вероятнее всего, по аналогии с уже существовавшим тогда «Accordion». Использование буквы «i» вместо привычной «e» обусловлено принятыми в XIX веке правилами правописания. В современном немецком языке название инструмента пишется как «Bandoneon». Однако сих пор неясно, когда изменилась орфография.
Аргентинское «Bandonеón» — результат преобразования написания слова на испанский манер. Ударение над буквой «о» возникло из-за особого правила чтения. В испанских словах, оканчивающихся на «n», по умолчанию ударный слог всегда предпоследний. И если необходимо иное, над нужной гласной ставится знак «´».