История бандонеона, часть 1.2

Усовершенствования концертины значительно расширили её возможности. Первые модели, предложенные Улигом, имели небольшой диапазон звучания (8-10 кнопок с каждой стороны). Новые версии концертины, выпускались с разными вариантами клавиатур (20, 26, 39, 68 кнопок), а количество доступных инструменту звуков могло доходить до 128[1].

Концертина Карлсфельдер (Carlsfelder conсertina) – детище немецкого мастера Карла Фридриха Циммерманна (Carl Friedrich Zimmermann) (1817-1898) из г. Карлcфельд (Саксония). Усовершенствование конструкции немецких концертин и их производство он начал во второй половине 1830-х годов, а в 1847 году совместно со своим братом Вильгельмом основал фабрику гармоник (концертин) «Haus am Bach». Циммерманны владели фабрикой до 1864 года, когда они эмигрировали в Соединённые Штаты. После этого производство попало в руки Эрнста Луиса Арнольда (Ernst Louis Arnold) – бывшего ученика Циммерманна — и его семьи, которые продолжили выпуск музыкальных инструментов.

Мастер из Карлсфельда не только расширил диапазон инструмента, но и внёс существенные конструктивные изменения. Концертина имела три ряда кнопок, стала полностью хроматической (теперь на инструменте можно было играть всю последовательность звуков без пропусков), у неё изменилось расположение тонов и заметно преобразился тембр – «голос».

Сохранились сведения об участии Циммерманна в Лондонской Промышленной выставке 1851 года, к которой он подготовил «Практический сумоучитель для концертины» (“Praktischen Selbstlehrer für Concertina”[2]) на английском и немецком языках. В английской версии автор сообщает о концертинах с 58, 72 и 88 звуками.

Американское издание пособия для концертины Циммерманна. Интересно, что автор обращается не к нотной, а цифровой системе записи.

Кроме того в 1851 году Циммерманн запатентовал особую технологию, которая позволяла одним нажатием на специальную клавишу звучать инструменту октавой выше или же издавать при нажатии клавиши два звука: основной тон и тон на октаву выше[3].

К сожалению, найти изображение подлинной концертины Циммерманна не удалось. Но на данном сайте можно полюбоваться коллекцией раритетных концертин и бандонеонов: https://bandoneon-maker.com/bandonion-history-collection/history-3/

Музыкальный учитель и владелец музыкального магазина в Крефельде (Рейнская земля) Генрих Банд был хорошо знаком с распространёнными в его время моделями «ручных гармоник» (в немецкой классификации инструментов Handzuginstrument или Handharmonika). Точную дату, когда Банд сконструировал бандонеон, определить крайне трудно. В источниках фигурируют 1846, 1848, 1849, 1856 год. Такие разночтения могут иметь множество причин от недостаточности сведений до ошибок при работе с источниками. Но существует мнение, что установить дату изобретения бандонеона Генрихом Бандом невозможно, поскольку этого никогда не было.


[1] Для сравнения, современным бандонеонам доступно от 106 до 144 звуков.

[2] Как указывает Норберт Зайдель, первая версия самоучителя была выпущена в 1849 году.

[3]https://www.bandonionverein-carlsfeld.de/index.php/das-bandonion/geschichte

Добавить комментарий