Немного об оркестре Хуана Д’Арьенцо

Хуан Д’Арьенцо

Не будет преувеличением сказать, что звучание оркестра Хуана Д’Арьенцо (1900-1976) знакомо каждому любителю танго. «Король ритма» («El Rey del compás»), один из ведущих представителей «золотой эпохи» Хуан Д’Арьенцо создал стиль, который стал его визитной карточкой на десятилетия вперёд. Страстные, красочные танго не оставляют равнодушным и современного танцора, слушателя.

Когда в 1928-29 гг. Д‘Арьенцо собрал собственный коллектив, за его плечами было более десяти лет, посвящённых музыке. Как скрипач и пианист маэстро успел выступить на многих площадках Буэнос-Айреса с ведущими музыкантами того времени: Люcио Демаре, Эухенио Нобиле, Луисом Виска, Анхелем Д’Агостино, Альфредо Маццео и др. По словам Д‘Ариенцо, о совершенствование своего стиля исполнения танго он начал в 1926 году, обратив внимание на роль фортепиано в ансамбле. Однако тот узнаваемый классический стиль звучания, окончательно сложится лишь к 1935-36 гг., когда к коллективу Д’Арьенцо присоединился опытный пианист Родольфо Бьяджи.

Если мы прислушаемся к звучанию оркестра аргентинского маэстро, то на фоне распознаем ровное биение – это бас. У Д’Арьенцо басовую функцию выполняет контрабас, к которому может присоединиться фортепиано. Иногда звучание баса сознательно нивелируется, отодвигается на дальний план. Однако прочувствовав это биение в начале, вы не сможете от него освободиться до конца композиции.

Оркестр Хуана Д’Арьенцо

Группа бандонеонов (от 2 до 5 инструментов в оркестре) традиционно является ритмической и гармонической основой танго-оркестра, нередко выполняя и мелодическую функцию.  У Д’Арьенцо бандонеоны выступают как своеобразная «ритм-машина».

Преобладание данного тембра – звуковой краски — прибавляет звучанию мужественности, страстности, яркости. От того и мелодии танго в партии бандонеонов звучат так напряжённо, устремлённо.  Но стоит мелодической линии перейти к скрипкам, как она становится более плавной, пластичной, женственной, но не менее чувственной. Блеска звучанию добавляют стремительные пассажи или отдельные — акцентированные ноты-«вспышки» в верхнем регистре у фортепиано.

Переслушайте теперь, например, «La cumparsita» в исполнении оркестра Д’Арьенцо. Ведь это же настоящий танец, исполненный на языке музыки!

Интересно, как Д’Арьенцо работает с «плотностью» звучания. Его оркестр может быть очень воздушным, а может продемонстрировать взрывной характер, обрушив на слушателя всю свою мощь. Дело здесь конечно не только в нюансах «громко – тихо».

Д’Арьенцо в интервью не раз отмечал, что основой его оркестра является фортепиано. Одним из важных параметром данного инструмента является его гигантский диапазон.

Чтобы укрепить басовую линию — «фундамент», Д’Арьенцо дублирует в партии фортепиано басовую линию и аккорды в среднем регистре. «Воздушность» звучания достигается за счёт легких пассажей в верхнем регистре фортепиано в сочетании с бандонеоном или скрипкой, или временным «выключением» инструмента.

Примером может служить милонга «Malumba», где с самого начала затевается интересная игра. После вступления плотное, довольно громкое звучание первой фразы мелодии оттеняется деликатным, тихим ответом второй.

Д’Арьенцо считал человеческий голос менее подходящим для музыки танго, отдавая предпочтение инструментальному звучанию. Действительно, оказываясь на одной сцене с оркестром, певец находится в привилегированном положении. Его партия связана со словом, которое должно быть донесено до слушателя. Поэтому голос должен обладать быть «на рельефе». Мощное звучание музыкальных инструментов способно заглушить певца/певицу, поэтому работа с оркестром требует особой аккуратности и деликатности.

Д’Арьенцо же считал неоправданным жертвовать огромнейшим оркестровым потенциалом в угоду человеческому голосу. И хотя маэстро нередко выступал с певцами, в вокальных танго он не отступал от своих стилистических предпочтений. Инструментальные разделы таких композиций часто масштабны, звучат блестяще и ярко.

Когда на первый план выходит голос, инструментальные партии не становятся простым фоном для вокальной линии. Д’Арьенцо использует любую возможность, чтобы «выпустить» оркестр, сделать его звучание выразительным. Инструменты чутко откликаются на слово, вторят линии певца, подхватывая мелодию голоса.

Прислушайтесь, к примеру, к танго «Vieja recova». Д’Арьенцо не позволяет певцу никаких вольных замедлений или ускорений. Как и остальные участники оркестра, вокалист неукоснительно подчиняется ровному биению долей и чёткому ритму. Но оркестр внимательно прислушивается к партии певца. Где необходимо, скрипки повторяют мелодию голоса, и это придает звучанию особую нежность.

Хуан Д’Арьенцо

В одном из интервью Хуан Д’Арьенцо так выразил своё отношение к музыке танго: «Мой оркестр всегда звучал ярко и сильно, с подчеркнутым, немного нервным ритмом. Потому что секрет настоящего танго для меня скрывается в трёх вещах: ритме, выразительности и нюансах («beat, impact and nuances»). Оркестр должен обладать живым, выразительным звучанием. Именно это помогло просуществовать моему коллективу более 50 лет»[1].


[1] https://www.todotango.com/english/history/chronicle/4/DArienzo-Tango-has-three-things/ (26.09.2020)

Добавить комментарий